Сама история художника-мариниста Валерия Шиляева – романтическая история, хотя на первый взгляд в ней нет ничего необычного. Родился в с. Шаранга Кировской области в семье военнослужащего. Отслужив армию, поступил в Челябинское художественное училище на оформительское отделение. По окончании работал инженером по промэстетике в Черкассах и Днепродзержинске. В 1986 году перебирается во Владивосток, определивший в каком-то смысле его творческую биографию. Именно здесь Валерий Шиляев окончательно сложился как маринист, полностью посвятив себя этому жанру.
Пожалуй, в этой верности избранному направлению и заключается романтика, проявившаяся задолго до того, как водная стихия стала в буквальном смысле стихией художника (сегодня он живет в пос. Преображение, где море находится в двух шагах от его мастерской или, напротив, мастерская в двух шагах от моря). Романтиком он стал, когда попал в «плен моря», впервые увидев морские пейзажи Айвазовского в музее художника в Крыму. Там же начал писать свои первые марины. Довольно скоро увлечение переросло в настоящую страсть: «Я собрал все, что написано и издано о море, начиная с 16 века, - признается Валерий Шиляев. – У меня огромная коллекция книг и альбомов, посвященных маринистике».
Изучая наследие известного русского мариниста, Валерий работал в запасниках музея Айвазовского, скрупулезно анализируя каждую работу. Тема воды… Вряд ли словом можно передать ее безграничность: сиюминутные краски заката, туманные утра, штиль, пенный прибой, штормовые раскаты бьющейся о камни воды, морские баталии, серии кораблей – сегодня творческий багаж Шиляева насчитывает десятки работ. Но тогда еще нужно было найти свою манеру, перенести на холст свои, индивидуальные ощущения моря. Айвазовский в свое время говорил: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молниеносный порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Художник должен запомнить их. Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта… Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью». Для одного из самых ярких представителей феодосийской школы не существовало технических сложностей в передаче физических свойств воды – прозрачности, непокорной изменчивости, световых рефлексов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий